На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Академия Самоделия

1 860 подписчиков

Несложный эксперимент - Синее пламя

Доброго времени суток, любознательные химики! Сегодня мы проведём простой, но зрелищный эксперимент.

Суть его в том, что выделяемый при реакции водород горит синим пламенем.
Реактивы
Итак, нам понадобится:

  • Соляная кислота концентрацией 15%;
  • Медный купорос;
  • Алюминиевая фольга.



Эксперимент будем проводить в стеклянной банке.



В качестве сосуда можно взять чашку Петри или химический стакан. Колбу использовать не рекомендую, так как будет затруднено поступление кислорода внутрь из-за узкого горлышка последней.
Эксперимент
Перед проведением данного опыта настоятельно рекомендую ознакомиться с техникой безопасности при работе с кислотами.
Насыпаем в банку чайную ложку купороса и приливаем 40мл кислоты. Раствор зеленеет из-за образования комплексного иона меди тетрахлоркупрата [CuCl4]2-.

Теперь осталось добавить алюминиевую фольгу. Она покрыта оксидной плёнкой, но образовавшийся комплекс быстро её разрушает. Затем часть алюминия реагирует с кислотой, уравнение данной реакции:

Как видно из реакции, выделяется водород.
Остальной алюминий взаимодействует с комплексом, вытесняя из него медь:

Реакции протекают быстро, с выделением большого количества тепла.
Выделяемый водород хорошо горит на воздухе, давайте его подожжём.

Узкий поток пламени связан с особенностями горлышка банки, а насыщенный синий цвет ему придают ионы меди, которые присутствуют в растворе.
Давайте проведём этот же эксперимент, но в другой посуде:


Когда весь алюминий прореагирует, раствор приобретает серый цвет с пятнами восстановившейся меди на поверхности.
Его следует разбавить большим количеством воды и слить в канализацию.
На дне остаётся осадок:

От него тоже следует избавиться, так как после попытки фильтрации на фильтре остался осадок светло коричневого цвета, и медью его назвать нельзя.

Заключение
А на этом данная статья подошла к концу. Данный опыт можно демонстрировать на уроках химии в школе. Всем удачи в повторении!

Ссылка на первоисточник
наверх