На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Академия Самоделия

1 860 подписчиков

Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора. Часть 1

Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сразу оговорюсь, что это не совсем мастер-класс, а так, мастер-классик или, скорее, мое огромное желание еще раз рассказать про целый Мир надглазурной росписи фарфора (porcelain painting).

Конечно, научить надглазурной росписи дистанционно почти невозможно, научится только тот, кто уж оооочень хочет, как, например, я. В Европе и Америке, а также в Азии, мне кажется, росписью фарфора занимается больше людей, чем в России, а потому найти описание техники росписи на русском языке проблематично, но можно. Есть замечательные художницы, которые выкладывали и тексты и видео по росписи. Еще раз им огромное спасибо!

Итак. Сначала выбираем посуду для росписи. Фарфор. В данном случае нашла кружку производства Дулевского фарфорового завода с золотыми отводками. С ними наряднее и не надо самому делать эту золотую отводку!

надглазурная роспись

Далее придумываем, что же хочется нарисовать на посуде, что бы картинка радовала. Меня радуют, например, крольчата.

роспись фарфора

Есть разные варианты переноса картинки на скользкую поверхность фарфора. Вот например простой вариант — обвожу на кальке понравившийся рисунок или свой эскиз, можно на просвет, как мы это делали в детстве, крикладывая лист с картинкой и калькой к окну. Затем с обратной стороны кальки нужно повторить, обвести рисунок мягким карандашом 5, 6 или 7B, или вообще заштриховать всю поверхность.

Вот. Фотография процесса перевода картинки на кальку:

кролики

А теперь я штрихую с обратной стороны кальки мягким карандашиком все линии:

кружка

Калька с рисунком готова. Затем подготавливаю поверхность фарфора. Она скользкая, графит просто так не ляжет на нее, поэтому нужно протереть живичным скипидаром кружку. Скипидар испарится, но не весь, его жирная составляющая останется виде тонкой жировой пленочки. Вот на него то графит ляжет как миленький!

мастер-класс

Закрепляю кальку на кружке так, что бы картинка была расположена на поверхности кружки по моему замыслу, удобно читалась.

своими руками

На малярный скотч. И в третий раз повторяем линии рисунка, можно снова карандашом.

А теперь открепляю кальку и вуаля — контуры кроликов на кружке!

Первый этап пройден.

Далее нужно подготовить краску на палитре для росписи. Краска хранится в виде порошка, затем живописцы по фарфору разводят её живичным скипидаром. Вообще медиумов много, но я поняла, что освою роспись со скипидаром, это один из надежнейших медиумов.

Все делают это немножко по-разному, но суть одна. Нужно смочить скипидаром порошок до консистенции сметанки. Согласна, термин сметана очень неоднозначен, но и мне было не легко! Пока поняла, попробовала и так, и эдак! А еще нужно скипидарное масло. О! Это кошмар... Я очень хотела его купить, но такую штуку в РФ не продают, как в прочем и многое другое. Его приготавливают сами — испарением скипидара, медленно в блюдечке живичный скипидар испаряется, пропитывая кругом всё, но не весь, менее летучие фракции остаются, это и есть скипидарное масло.

Я пыталась обойтись без него — эфирное масло гвоздики помогает подготовить краску к росписи, чтобы краска ложилась так, как надо. Но выпарив таки немножко скипидара до состояния масла, поняла — вещь!

Мастихином забираю из баночки горочку порошковой краски и кладу на палитру. У меня стеклянная палитра с матовой поверхностью, мне так больше нравится. Можно брать и обычное стекло, и белые керамические плитки, кому что нравится. Капаю живичный скипидар, растираю мастихином, потом добавляю эфирное масло лаванды или гвоздики, в зависимости от задачи — с лавандовым маслом роспись прозрачнее, с гвоздичным можно положить слой краски чуток потолще. Строго говоря в надглазурной росписи нельзя делать ни очень тонкие слои, ни очень толстые — тонкие слои после обжига в лучшем случае матовые, в худшем — стираются с поверхности фарфора, а толстые — после обжига могут отвалиться со слоем глазури... Это неисправимый брак.

И так много премудростей с этими слоями, мазками, что лучше, конечно, попасть на настоящий мастер-класс! Но у меня такой возможности не было. Зато мне доступна радость открытий!

Нужные цвета подготовлены на палитре. На это уходит какое то время... Ну, наконец то, настало время собственно росписи!

Беру специальную! кисть для росписи фарфора. Видите какая странная. Эти кисти вяжутся в ручную в городе Киров и возможно в Санкт-Петербурге. Я пыталась расписывать беличьими и колонковыми кистями для акварелистов, но это не то, не так хорошо и удобно, как со специальными кистями. Так. Тут на фото баночка со скипидаром, который нужен для промывки кисти. Спонж — нужен для тампонирования слоя краски, то есть для его равномерного распределения. Сложенное несколько раз бумажное полотенце — отличная вещь! Раньше на фарфоровых заводах использовали ветошь, да не абы какую, нужна не ворсистая, лучше лен. А теперь есть бумажные полотенца, у них точно нет ворсистости, хорошо впитывают скипидар. К слову все акварелисты теперь тоже снимают излишки воды об бумажные полотенца. Ну, если удобно!

Наношу тонким слоем краску, а затем спонжиком очень легкими прикосновениями тампонирую поверхность.

Получилось нежно-равномерно. Это первый слой росписи, шерстку и тени положу на втором слое росписи после первого муфельного обжига. Потому что на фарфоре ну не получается рисовать, как на бумаге. Бумага впитывает слои красок, фарфор — нет. Поэтому рисуют послойно, обжигая каждый слой росписи в муфельной печи.

В муфельной печи обжиг проводят при температуре 720-850 градусов Цельсия, в зависимости от характеристик красок. Это отдельный разговор, нудно-тонкий. Если Вы купите себе муфельную печь, то найдете информацию по обжигам, проведете пробные обжиги, и всё у вас будет хорошо. А еще есть вариант аренды печи, где вам обожгут вашу роспись.

Рисую крольчатам глаза. Блики — не закрашенные участки фарфора. Можно полностью закрасить кружок глаза и чистой кистью удалить краску с участков, где нужны блики.

Кролик до тампонирования:

Кролик после тампонирования:

Когда первый слой росписи готов, отправляю кружку в муфельную печь на обжиг. Обжиг процесс длительный. Вот фото кружки после первого обжига. Краска впеклась в глазурь, поменяла оттенки, стала глянцевой. Самое главное — прочно закрепилась на поверхности. Можно продолжать роспись!

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх