Не за горами начало очередного велосезона, и упомяная о пословице про сани и телегу, неплохо было бы подготовить к нему свой «велик» уже сейчас. Не в каждом населенном пункте есть велосервис, где «опытные» (иногда) мастера, за «символическую» (никогда) плату, сделают профилактику Вашему двухколесному другу.
А значит – нужно надеяться на свои «золотые руки» и помощь интернета.Что потребуется для ремонта
Исходя из того, что специнструмента, как правило, у большинства граждан дома не имеется, будем пользоваться наиболее доступным.
- Рожковый ключ на 17 и разводной ключ лучше – 2 разводных.
- Стальной «бородок», либо плоская отвертка.
- Пассатижи-утконосы.
- Пинцет.
- Консистентная смазка «Литол-24».
- Кусок ткани, на которой будет происходить «действо».
- Протирочная ветошь.
- Молоток.
И так, вот оно колесо.
Приступаем к обслуживанию колеса
Ещё с осени отмытое и протертое. Откручиваем с оси, гайки крепления колеса к раме.
С обеих сторон, разводным ключом, либо рожковым на 15. Придерживая ось с противоположной стороны другим ключом от проворачивания.
Теперь, когда гайки сняты, так же, придерживая ось вторым ключом, за затянутую контргайку, отворачиваем гайку, контрящую резьбовую внутреннюю обойму подшипника ступицы колеса.
Снимаем с оси дистанционную втулку.
А сейчас, отворачиваем наружную обойму внешнего подшипника каретки.
ВНИМАНИЕ! Отворачивать нужно ПО ЧАСОВОЙ стрелке, т.к. резьба здесь – левая.
Опять же, по причине отсутствия специального инструмента для велоремонта, используем либо «бородок», либо уголок плоской отвертки, постукивая по ней молотком.

Чтобы не растерять их при извлечении, лучше всего воспользоваться магнитом. В два- три приёма, все шарики будут извлечены.

В отдельную емкость.

Почему в отдельную? Потому что, будут ешё точно такие же - из внутреннего подшипника. И чтобы не возникало проблем с их сортировкой и подсчетом, лучше сразу разделить. Далее, аккуратно потянув вверх блок звездочек, снимаем его со ступицы, услышав естественно, чуть слышный стук выпадающих шариков внутреннего подшипника. Так же – сухого, до неприличности.

Опять же магнитом, собираем их в емкость.


И вот она – трещотка.

Тщательно протираем её и блок звездочек, от остатков старой смазки и загрязнений.


Заглянув во внутрь ступицы колеса, со стороны трещотки, обнаруживаем там внутреннюю обойму подшипника ступицы. Как и положено, она вся в грязи. С помощью ветоши и тонкой плоской отвертки либо деревянной палочки, удаляем всю грязь.

Далее, придержав обойму «утконосами», выворачиваем из неё ось, в противоположную сторону, освобождая таким образом, шарики подшипника ступицы с другой стороны. Если и там отсутствует смазка, то они так же свободно выпадут.

Понятное дело – все тщательно протираем ветошью. Одна неприятная деталь – по причине отсутствия специального ключа для отворачивания корпуса трещотки, добраться до шариков подшипника ступицы с этой стороны, не представляется возможным. Чтобы, всё-таки доставить смазку к подшипнику, пришлось нагреть «Литол» до текучего состояния и заливать с противоположной стороны в щель между осью и корпусом втулки, пока смазка не потекла из под не разобранного подшипника. После чего, наносим смазку на внешнюю обойму подшипника ступицы.

И вставляем на место шарики.

После чего, придерживая, опять, «утконосами» обойму с противоположной стороны, заворачиваем ось почти до упора.

ВНИМАНИЕ! Затяжку, пока не делать. Ставим на место дистанционную втулку.

Наворачиваем контргайку. НЕ ЗАТЯГИВАЯ!!! Пока…

И переходим к сборке блока звездочек. Наносим на обойму внутреннего подшипника смазку и укладываем в неё шарики до заполнения.



Будет казаться, что одного или пары шариков не хватает. Это – нормально, поскольку подшипник «насыпной», без сепарации. То же самое делаем с другой стороны.

Когда все шарики на месте, аккуратно, с небольшим проворачиванием против часовой стрелки, ставим блок звездочек на трещотку. Проворачивать необходимо, для более легкого захода трещотки в зубцы.
Ну, вот. Блок почти собран.

Остается поставить на место регулировочные шайбы.


И закрутить ПРОТИВ часовой стрелки, крышку-обойму.

Опять, при помощи отвертки, не сильными ударами молотка – до упора. Дальше положенного, закрутить её не дадут регулировочные шайбы. Но и чрезмерных усилий прилагать не стоит. Сейчас, когда все собрано, нужно приступать к регулировке рабочих зазоров у подшипников ступицы. Для этого, отворачиваем, почти до самого конца резьбы, контргайку, придерживаем «утконосами» внутреннюю обойму, а ось вращаем до легкого касания обоймой шариков. После чего, заворачиваем контргайку до самой дистанционной втулки и зафиксировав втулку «утконосами», подтягиваем гайку. Проворачиваем на несколько оборотов колесо, чтобы шарики встали на место, и удерживая ключом гайку, с противоположной от звездочек стороны, затягиваем контргайку с достаточным усилием. Снова проворачиваем колесо. Оно должно свободно вращаться на оси, без попыток её провернуть.
Если во время вращения чувствуются легкие подергивания оси, значит, подшипники зажаты и нужно повторить регулировку, ослабив контргайку и чуть-чуть ослабив внутреннюю обойму ступичного подшипника, после чего опять затянуть контргайку. Две-три неудачных попытки и всё получится. Колесо собрано. Крутится свободно, без закусывания и люфта.

Удачи.